Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Логин:

Пароль:

Для изменения масштаба воспользуйтесь комбинациями клавиш:
Увеличить масштаб Сtrl + "+" | Уменьшить масштаб Сtrl + "−" | Установить исходный масштаб (сбросить настройки) Сtrl + "0"

Курзнер Павел Яковлевич

"Я стоял перед пожилым, лет пятидесяти, седовласым мужчиной, который поздоровался со мной удивительно звучным низким голосом с какими-то красивыми переливами то снизу вверх, то сверху вниз. Он говорил, совершенно не напрягаясь, но заполнял своим голосом всю комнату. И это было неудивительно. Павел Яковлевич был знаменитым оперным певцом, баритоном, звездой Кировского театра до войны" - так вспоминает о своей первой встрече с П. Я.Курзнером известный петербургский актер А. Равикович на страницах книги "Негероический герой".
Павел Яковлевич Курзнер - певец, артист драмы и кино, режиссер. Родился в Петербурге в 1884 году. В этом городе прошла большая часть его жизни. Обучался во Второй Санкт-Петербургской Гимназии. Петь начал с пятнадцати лет в гимназическом хоре. Став студентом юридического факультета Петербургского университета, одновременно обучался в Петербургской консерватории. С 1907 по 1910 годы Курзнер являлся артистом Старинного театра. Старинный театр – это художественно- драматическая студия, просуществовавшая всего два сезона, но оставившая по себе память как об одном из интереснейших театральных проектов России начала XX века.
В это же самое время Павел Курзнер активно участвует в спортивной жизни российской столицы. Он играет в футбол за одну из сильнейших команд Петербурга – клуб "Спорт". Аскетическое лицо, горящий взгляд, копна волос придавали ему сходство с монахом. Его так и прозвали - Монах. Курзнер считался очень жестким и даже безжалостным защитником. На поле он зычно кричал "Держу игрока!" - сказывалась оперная подготовка! – и бесстрашно бросался на противника. Известен случай, когда в 1910 году во время матча с чешкой командой "Коринтианс" Курзнер в привычной для него манере вступил в единоборство с лучшим чешским нападающим Медеком. Оба оказались на земле. Курзнер встал без посторонней помощи, а вот Медеку пришлось покинуть поле: он повредил руку. В составе "Спорта" Кузнер не раз становился чемпионом Санкт-Петербурга.
Последующий период творческой жизни артиста связан с Петербургским народным домом. Народные дома, негосударственные учреждения стали появляться в России, начиная с 1880-х годов. Их количество значительно увеличилось после первой русской революции. Народные дома – образовательные учреждения, обеспечивавшие посетителям возможности интеллектуального проведения досуга. В Петербургском народном доме оперную труппу возглавлял знаменитый Н. Фигнер. Он был её солистом, художественным руководителем и директором. Работа в этом коллективе оказалась чрезвычайно важной для молодого певца, являлась своего рода подготовкой к главному событию жизни встрече со сценой Мариинского театра.
С 1914 по 1922 год Павел Курзнер солист Мариинского театра. Обладатель баса-кантанте – голоса светлого, яркого лирического звучания, артист становится исполнителем практически всех басовых партий в операх шедших на сцене театра. Можно назвать лишь некоторые из них: Лепорелло, Сусанин, Пимен, Фарлаф, Мефистофель, Галицкий, Кочубей. Он выступал дублером великого Федора Шаляпина в партиях Мельника ("Русалка" А. Даргомыжского), Фарлафа ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Бориса Годунова в одноименной опере М. Мусоргского. Концертный репертуар Курзнера включал произведения А. Гурилева, А. Алябьева, А. Варламова, К. Вильбоа, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Балакирева. Часто в его исполнении звучали русские народные песни.
Павел Яковлевич Курзнер, обладая сильным ровным во всех регистрах голосом мягкого "матового" тембра имел привлекательную сценическую внешность, и темперамент, выступал носителем лучших традиций исполнительской культуры, создал на сцене ряд ярких запоминающихся образов. Стоя у колыбели грамзаписи, певец успел записать двадцать произведений. Однако, певческий дар – дар необыкновенно хрупкий. После тяжелого голосового заболевания Курзнер вынужден был оставить оперный театр в 1922 году. Артист переходит на драматическую сцену, работает чтецом на радио. В период с 1925 по 1935 годы он много снимается в кино. С его участием вышло двадцать фильмов, среди них: "Лицом к лицу", "Бунт бабушек", "Человек с портфелем", "Человек за бортом". В 1942 году во время блокады Курзнер вошел в состав вновь созданного Ленинградского городского театра, больше известного под именем "Блокадного" (ныне – это театра им. В.Ф. Комиссаржевской).
Павел Яковлевич проявил себя и как режиссер, поставив ряд оперных спектаклей, нашедших положительную оценку прессы и современников. Носитель большого творческого опыта, Павел Яковлевич Курзнер в 1937-1948 годах был сценическим руководителем оперного класса Ленинградской консерватории.
К сожалению, мы не можем дать послушать голос певца даже в несовершенной записи начала минувшего века. В государственных хранилищах их нет. Сохранились многочисленные фотографии, запечатлевшие артиста в различных ролях, да воспоминания современников, а также несколько кинолент 1930-х годов с участием Курзнера.